Отправка к месту прохождения военной службы
Отправка к месту прохождения военной службы представляет собой мероприятие по реализации решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу. П. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» относит к элементам (составляющим) призыва такие мероприятия, как явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. Собственно отправка к мероприятиям, составляющим призыв, не отнесена. Тем не менее, мероприятия по организации и осуществлению отправки включены в содержание призыва. Следовательно, они обладают всеми свойствами и качествами призыва. Так, указанные мероприятия не могут проводиться вне сроков призыва. Отправка также не может проводиться вне установленных сроков по следующей причине. Согласно п. 10 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призывник становится военнослужащим в день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы. Очевидно, что за мгновение до убытия (т.е. до осуществления отправки) призывник находится в военном комиссариата субъекта РФ. То есть, момент завершения нахождения в военкомате субъекта РФ и момент начала отправки в войска едины. А нахождение в военном комиссариате субъекта РФ до отправки к месту прохождения военной службы, как было сказано выше, является элементом призыва и может проводиться только в сроки призыва. Таким образом, отправка, проведённая с 16 июля по 30 сентября и с 1 января по 31 марта незаконна.
Отправке к месту прохождения военной службы подлежат граждане, призванные на военную службу. Они подлежат вызову повесткой военного комиссариата для отправки к месту прохождения службы после завершения предшествующего мероприятия, связанного с призывом – заседания призывной комиссии.
Организация и осуществление отправки граждан к месту прохождения военной службы возложены на военный комиссариат субъекта РФ. Мероприятия по организации и осуществлению отправки проводятся в специально оборудованном помещении – сборном пункте. Помещение сборного пункта должно принадлежать военному комиссариату субъекта РФ. Начальник сборного пункта подчиняется заместителю военного комиссара субъекта РФ. Указания о порядке и сроках направления призывников на сборные пункты доводятся до военных комиссариатов военными комиссариатами субъектов РФ.
На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей военных комиссариатов и организаций. На сборном пункте призывники обеспечиваются вещевым имуществом и питанием по нормам, установленным Правительством РФ, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны РФ. При этом статуса военнослужащего граждане, находящиеся на сборном пункте, не приобретают до дня отправки.
В отношении призывника, находящегося на сборном пункте до отправки в войска, должен быть проведён медицинский осмотр. Осуществление отправки граждан, не прошедших осмотра, незаконно.
Призывник, находящийся на сборном пункте, не ограничен в правах подобно военнослужащему. Так, право на свободу передвижения он может реализовать в любой момент до осуществления отправки. В частности, он вправе выйти за пределы сборного пункта. Воспрепятствование реализации права на свободу передвижения должно квалифицироваться по ст. 127 УК РФ (незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением) либо по ст. 286 УК РФ (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав граждан).
Решение о призыве гражданина на военную службу не может быть реализовано в случае обращения гражданина в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии. С момента подачи заявления в суд выполнение решения приостанавливается в силу п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Приведение в исполнение решения о призыве в таких условиях незаконно, умышленное приведение в исполнение – уголовно наказуемо.
До убытия граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта к месту прохождения военной службы приказом военного комиссара субъекта РФ им присваивается воинское звание рядового. О присвоении воинского звания и о дате убытия со сборного пункта в документах персонального учёта этих граждан (военном билете и учётно-послужной карточке) делаются соответствующие записи. Все записи заверяются подписью военного комиссара субъекта РФ (его заместителя) и печатью военного комиссариата субъекта РФ.
Отправка и мероприятия по её организации и осуществлению представляют собой действия должностных лиц военного комиссариата субъекта РФ. Ч. 1 ст. 254 ГПК РФ предполагает возможность оспаривания таких действий в судебном порядке. Гражданин, отправленный к месту прохождения военной службы с нарушением закона (например, после приостановления выполнения решения о призыве на военную службу путём обращения в суд с заявлением об оспаривании этого решения), вправе подать в суд заявление об оспаривании действий военного комиссариата и его должностных лиц, связанных с отправкой. Суд, установив отсутствие оснований для приведения в исполнение решения о призыве, признаёт отправку незаконной и выносит решение об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина. По факту вступления в законную силу решения суда гражданин считается не приобретшим статус военнослужащего.

prizivnet.ru

Теги: Освобождение от армии, отсрочки, военный билет