Призывная комиссия субъекта РФ
Призывная комиссия субъекта РФ формируется решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Он же, согласно ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и возглавляет призывную комиссию субъекта РФ.
Кроме того, в состав призывной комиссии субъекта РФ входят: а) военный комиссар субъекта РФ – в качестве заместителя председателя комиссии; б) секретарь комиссии; в) врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан; г) представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту РФ; д) представитель органа исполнительной власти субъекта РФ по образованию; е) представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся АГС). Как и в состав призывной комиссии, в состав призывной комиссии субъекта РФ, могут включаться представители других органов и организаций соответствующего уровня – в данном случае уровня субъекта РФ. Так, из текста Инструкции от 23 мая 2001 года можно сделать вывод, что в состав призывной комиссии субъекта РФ должен входить также председатель такого органа, как ВВК военного комиссариата субъекта РФ. Это должностное лицо по тексту Инструкции именуется «врачом-членом призывной комиссии субъекта РФ, на которого возложено руководство работой комиссии по КМО» и «врачом, руководящим работой по медицинскому осмотру граждан».
Полномочия призывной комиссии субъекта РФ определяются ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К компетенции данного органа отнесены следующие вопросы:
• организация медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
• осуществление методического руководства деятельностью призывных комиссий;
• проверка правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
• контроль обоснованности направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооружённых Сил РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;
• рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
Реализация полномочий призывной комиссии субъекта РФ производится путём вынесения решений. Решения выносятся на заседаниях.

На призывную комиссию субъекта РФ законом возлагается организация двух видов медицинской деятельности – медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования (далее по тексту – КМО). Напомним, что призывная комиссия первой инстанции организует совершенно иной вид медицинской деятельности – медицинское освидетельствование. Оно, в отличие от осмотра и КМО, завершается дачей заключения о годности гражданина к военной службе. По результатам осмотра и КМО можно получить решение об отмене ранее вынесенного заключения, но не новое заключение о годности. Медицинское освидетельствование призывников врачами призывной комиссии субъекта РФ может проводиться только в том случае, если при медицинском осмотре гражданина врачи-члены призывной комиссии признают этого гражданина нуждающимся в обследовании или изменяют данную врачами-специалистами первой инстанции категорию годности к военной службе.
Порядок проведения медицинского осмотра и КМО регламентируется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о военно-врачебной экспертизе и Инструкцией от 23 мая 2001 года.
Осуществляют осмотр и КМО врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, а в случае необходимости – врачи других специальностей. В отличие от врачей-специалистов, осуществляющих медицинское освидетельствование, врачи-специалисты, осуществляющие осмотр и КМО входят в состав призывной комиссии соответствующего уровня. Руководство работой врачей по медицинскому осмотру и КМО возлагается на одного из врачей, наиболее подготовленного[2]по вопросам военно-врачебной экспертизы.
Важно заметить, что в силу п. 3 ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта РФ имеет право отмены решения комиссии первой инстанции по итогам КМО и медицинского осмотра, но ни она, ни врачи, являющиеся её членами, не наделены правом принятия заключения о годности к военной службе по первой инстанции. В случае отмены решения призывной комиссии по причине несогласия врача-члена призывной комиссии субъекта РФ с заключением о годности гражданина к военной службе, личное дело призывника должно быть направлено на призывную комиссию первой инстанции для вынесения нового решения. На практике, однако, отменяя решение призывной комиссии первой инстанции, вышестоящая призывная комиссия (или отдельные её члены – врачи-специалисты) даёт иногда заключение о годности гражданина к военной службе по существу. Подобные действия идут вразрез с действующим законодательством. Судебная практика по оспариванию решений призывных комиссий субъектов РФ, отменяющих решения нижестоящих комиссий и изменяющих категорию годности, единообразна: такие решения отменяются. Типовым решением суда по подобной категории споров можно назвать решение Костомукшского федерального городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2000 года по жалобе Т.И. Чудова на решение призывной комиссии Республики Карелия.
С 1 октября 2005 года, согласно поправке к ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», внесённой ФЗ от 30 июня 2005 года № 77-ФЗ «О внесении изменений в ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призывная комиссия субъекта РФ приобрела полномочия по вынесению решений в отношении призывника по первой инстанции. То есть, призывная комиссия субъекта РФ имеет право выносить решения об освобождении от призыва на военную службу, призыве на военную службу, предоставлении отсрочки и т.п. Однако подзаконные акты, регламентирующие деятельность призывных комиссий субъектов РФ, не позволяют реализовывать указанные полномочия в отношении граждан, проходящих медицинский осмотр или КМО. Следовательно, данное полномочие на практике может быть реализовано только в ограниченном диапазоне.

prizivnet.ru

Теги: Военный билет, отсрочка от армии, призывная комиссия, военкомат