При распаде семьи бывшие супруги не должны проживать в квартире, не подлежащей разделу.
Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 года № 2н-269/08 по заявлению Н.
Н. в 2002 г. был обеспечен по месту прохождения военной службы на себя и супругу двухкомнатной квартирой общей площадью 43 кв.м. После расторжения брака заявитель обратился в городской суд с иском о разделе занимаемого жилого помещения и лицевого счёта, в чём ему решением от 13 января 2005 г. отказано в виду того, что комнаты в квартире являются смежными.
С марта 2005 г. Н. с разрешения начальника Бочинской КЭЧ предпринимал попытки по обмену квартиры, в которой он проживал с бывшей супругой, на другую жилую площадь. Однако по независящим от него причинам обмен не состоялся.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям заявитель избрал постоянным местом жительства после увольнения г. Одинцово Московской области.
Решением жилищной комиссии от 5 апреля 2007 г. Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
16 апреля 2007 г. командир воинской части направил начальнику Бочинской КЭЧ ходатайство о постановке заявителя на компьютерный учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения по избранному им месту жительства, однако в этом Н. было отказано со ссылкой на обеспеченность его жилой площадью по нормам.
Н. обратился с заявлением в военный суд, в котором просил признать действия начальника Бочинской КЭЧ незаконными.
Решением Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением Дальневосточного окружного военного суда, в удовлетворении требований Н. отказано.
Военная коллегия отменила указанные судебные постановления и дело направила на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Признав действия начальника КЭЧ правомерными, суды первой и кассационной инстанций указали, что в соответствии нормами ЖК РФ, а также положениями Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 (далее Правила), необходимым условием для получения заявителем жилого помещения, является признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления в избранном после увольнения месте жительства.
Суды также сослались на обеспеченность заявителя жилой площадью по месту прохождения военной службы.
Данные выводы нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населённом пункте РФ.
Согласно п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняемых в связи с организационно-штатными мероприятиями, при перемене места жительства осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Поскольку обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории военнослужащих возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, то и весь комплекс вопросов, связанных с принятием таких военнослужащих на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, должен решаться именно этими органами.
Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильём, то в соответствии с п.п. 3 и 12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» они должны лишь оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
ЖК РФ, кроме того, определено, что компетенция органов местного самоуправления распространяется только на жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду.
По смыслу же ч. 4 ст. 49 ЖК РФ военнослужащим жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договорам социального найма в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Такими полномочиями в настоящее время органы местного самоуправления не обладают.
При таких обстоятельствах нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанности по учёту и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих противоречат федеральному закону и в силу ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежали, что не учтено при рассмотрении дела.
Суду в этой связи требовалось проанализировать и дать правильную оценку решению жилищной комиссии о признании Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также письму командира воинской части, в котором, учитывая волеизъявление Н, перед начальником КЭЧ ставился вопрос о принятии заявителя на компьютерный учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства.
При этом в целях всестороннего, полного и объективного исследования указанных фактических обстоятельств суд наряду с начальником Бочинской КЭЧ должен был привлечь к участию в деле также жилищную комиссию и командира части, что сделано не было.
Более внимательно суду следовало подойти и к оценке жилищных условий Н. на момент избрания им постоянного места жительства. В частности, необходимо было объективно оценить его действия, связанные с попытками получения причитающейся доли в занимаемом жилом помещении и обмена жилой площади, учтя при этом, что при распаде семьи, повлекшем необходимость обмена, бывшие супруги фактически уже не могут пользоваться квартирой, не подлежащей разделу.
Бюллетень ВС РФ № 3 от 25.03.2009