Форум поддержки сайта "Право для военнослужащих" http://trof-av.narod.ru

Форум сайта "Право для военнослужащих" http://trof-av.narod.ru

Объявление

Здравствуйте, уважаемые пользователи сайта и форума "Право для военнослужащих" http://trof-av.narod.ru/ !

к 15.11.2013 г. полностью обновлены законодательные базы на сайте. Все законы актуальны на октябрь-ноябрь 2013 года!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Жилье при увольнении

Сообщений 1 страница 30 из 54

1

Перенесено со старого форума:

"Увольняюсь по предельному возрасту.Мои родители приватизировали квартиру(24,4кв.м на троих)на Украине и меня включили в приватизацию, хотя я служил в РФ.Положен ли мне ГЖС(может за вычетом моих кв.м в родительской квартире)? Моя семья 4 человека.(Сошлитесь пожалуйста на закон)Заранее благодарен." Алексей

+1

2

Я, военнослужащий. Имел квартиру от МО РФ. Сейчас разошелся с женой. Они с дочкой остались в этой квартире. Стояли на расширение. Сейчас меня не ставят в очередь на получение жилья. Родился сын от гражданского брака. Что мне нужно сделать, что бы встать  очередь для получения жилья?

0

3

Прапощик, увольняюсь по предельному возрасту пребываеия на службе. Состою на учете по улучшению жилищных условий  с августа 2005 года, в данный момент проживаю в общежитии, принадлежащем воинской части. Могу ли я   расчитывать на сертифиткат? Если нет - то как мне решить жилищный вопрос. Могут ли меня уволить в запас без
предоставления жилья. Я прохожу службу в воинской части с местом дислокации в другом городе.  Могу ли я встать на очередь на получение жилья по адресу воинской части?

0

4

Офицер. С женой разведён. Сыну 18 лет. Все трое прописаны в неприватизированной неслужебной квартире - муниципальной собственности ЗАТО. Квартиросъёмщик - я. Бывшая живёт в квартире, я - отдельно.
ОШМ, блин... Жить воместно - никак, разменять - никак. Перевод к новому месту службы - там жилья не дадут пока не представлю справку о сдаче жилья. Какие перспективы меня ждут?

Хотелось бы обратить внимание администраторов на темы форумов!.. С одной стороны - серьёзный сайт, с другой - встречается часто предложения порно...

0

5

trof написал(а):

"Увольняюсь по предельному возрасту.Мои родители приватизировали квартиру(24,4кв.м на троих)на Украине и меня включили в приватизацию, хотя я служил в РФ.Положен ли мне ГЖС(может за вычетом моих кв.м в родительской квартире)? Моя семья 4 человека.(Сошлитесь пожалуйста на закон)Заранее благодарен." Алексей

Конечно ж е положен, если служите в МО РФ и являетесь гражданином РФ т.к требуют предоставить справки об отсутствии жилья в населенных пунктах РФ.

0

6

Женя написал(а):

Офицер. С женой разведён. Сыну 18 лет. Все трое прописаны в неприватизированной неслужебной квартире - муниципальной собственности ЗАТО. Квартиросъёмщик - я. Бывшая живёт в квартире, я - отдельно.
ОШМ, блин... Жить воместно - никак, разменять - никак. Перевод к новому месту службы - там жилья не дадут пока не представлю справку о сдаче жилья. Какие перспективы меня ждут?

Хотелось бы обратить внимание администраторов на темы форумов!.. С одной стороны - серьёзный сайт, с другой - встречается часто предложения порно...

В Вашем случае поможет только судебное решение по выселению из данной квартиры либо реаздел ее (естественно нужно себе поменьше отмерить), иначе если выпишитесь могут признать самостоятельно ухудшившим ЖУ.

0

7

Суворов Е. написал(а):

Я, военнослужащий. Имел квартиру от МО РФ. Сейчас разошелся с женой. Они с дочкой остались в этой квартире. Стояли на расширение. Сейчас меня не ставят в очередь на получение жилья. Родился сын от гражданского брака. Что мне нужно сделать, что бы встать  очередь для получения жилья?

Для решения вопроса, необходимо по решению суда выселиться из квартиры, либо ее разделить со старой семьей и оформить новый брак затем подать документы на ЖК для признания нуждающимся в улучшении ЖУ.

0

8

квартира однокомнатная 29,8 кв.проживает 4 человека(муж, я и две дочери), муж военнослужащий по контракту.Квартира куплена по ипотеке, главный заемщик муж, но собственник - я, квартира в залоге у банка на 20 лет. Ипотека не военная.Имеет ли право муж на получение отдельной жилплощади при увольнении с армии, осталось 5 лет.

0

9

Мой муж военнослужащий, до заключения с ним брака я приобрела в собственность квартиру. Проживаем вместе но он прописан по военной части. положен ли в данном случае ему сертификат?

0

10

Я военнослужащий офицер. На данный момент нахожусь в распоряжении с апреля 2009 года. Недавно пришел ГЖС. Яхочу его получить. Ситуация осложняется тем, что я нахожусь под следствием по ст.334. В связи с этим вопрос: могут ли у меня забрать ГЖС или заставить выплатить его стоимость, если мне после суда вынесут обвинительный приговор и уволят?

0

11

На нашу часть пришла квартира. А получил ее офивер, который уже как полтора года служит в другой части, где есть своя жилищная комисссия. Может кто подскажет правомерно ли это???

0

12

Мой муж офицер запаса. Последнее место службы - 14 Армия(под командованием генерала А. Лебедя, Приднестровье). Во время службы он получил квартиру в г. Тирасполе. По этой причине вся семья осталась в Приднестровье. Имеет ли  он право на жилье в России , если эта квартира будет сдана и будет предоставлена справка о сдаче жилья? Все-таки он 29 лет прослужил там, где это было необходимо Родине, и не его вина, что на момент увольнения он оказался не в России. Призывался он в 1971 г. из г. Самары (Куйбышев).

0

13

Здравствуйте, хочу спросить. Дело в следующем: я увольняюсь по ОШМ. Опущу подробности, скажу только, что ГЖС уже в пути. Так вот вопрос: могут ли меня уволить сразу при получении сертификата, или всё-таки сначала я должен приобрести по сертификату квартиру, а потом уволиться? Может кто скажет чем оперировать, что бы уволили по закону, а именно после приобретения жилья. Заранее благодарен.

0

14

Valerjjj написал(а):

могут ли меня уволить

Могут...еще и как...

Valerjjj написал(а):

что бы уволили по закону

это и будет по закону ФЗ-76 ст. 15
1. Государство гарантирует военнослужащим ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ жилых помещений или ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

0

15

Олег1 написал(а):

где есть своя жилищная комисссия

Приказ МО РФ 80 п. 31

Военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях:
улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации;

0

16

Олег1 написал(а):

Может кто подскажет правомерно ли это??

я считаю, что не правомерно

0

17

Суворов Е. написал(а):

Они с дочкой остались в этой квартире.

Вы молодцы, что оставили, но тем самым ухудшили свои жил. условия. Ждите 5 лет или добивайтесь судебного решения по квартире.

0

18

Ксюша написал(а):

положен ли в данном случае ему сертификат?

Если признан нуждающимся- то да.

0

19

Serg написал(а):

Valerjjj написал(а):

    что бы уволили по закону

это и будет по закону ФЗ-76 ст. 15
1. Государство гарантирует военнослужащим ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ жилых помещений или ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

А как насчёт п.1 ст.23:
"Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона."
Получение сертификата не является жилым помещением. При чём как написан рапорт, так обязаны уволить. А написано: не исключать из списков л/с до получения и РЕАЛИЗАЦИИ ГЖС, А ДНЁМ РЕАЛИЗАЦИИ считается день перевода денег продавцу квартиры (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА о ГЖС). Я уж не говорю о некоторых решениях ВКПИ. Как быть с этим?

Serg написал(а):

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ жилых помещений или ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ошибка вкралась: не ИЛИ, а ЛИБО.
Причём выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ). Так вот приобретение ж.п. и будет обеспечением при увольнении.

0

20

Valerjjj написал(а):

ошибка вкралась: не ИЛИ, а ЛИБО.

Так в чем же ошибка и у кого?
Valerjjj: я высказал свою точку зрения. Если есть желание оспорить действие командира - то в суд. Интересно было бы посмотреть на решение по Вашему делу.

Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2008 года № 2н-241/08 по заявлению Г.

Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать действия командира воинской части, связанные с исключением его из списков личного состава до получения и реализации ГЖС, неправомерными и обязать восстановить в списках личного состава до обеспечения его жильем посредством ГЖС.
Решением 35 гарнизонного военного суда, оставленным без изменения Тихоокеанским флотским военным судом, в удовлетворении требований отказано.
Военная коллегия отменила эти судебные постановления и приняла новое решение обязать командование восстановить Г. в списках личного состава воинской части до выдачи ему ГЖС.
Из материалов дела видно, что Г., на момент увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге путём участия в программе «Государственные жилищные сертификаты».
Решением жилищной комиссии воинской части заявитель был включён в список кандидатов на получение ГЖС.
Приказом командующего Тихоокеанским флотом Г. уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, а приказом командира воинской части со 2 июля 2007 г. исключён из списков личного состава части. При этом ГЖС ему выдан не был.
Анализ материалов гражданского дела показывает, что приказ командира части об исключении Г. из списков личного состава не может быть признан соответствующим законодательству по следующим основаниям.
В целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, и некоторых других категорий граждан Правительство РФ постановлением от 20 января 1998 г. № 71 утвердило федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты».
В ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ закреплено право увольняемых военнослужащих при перемене места жительства на обеспечение жилыми помещениями за счёт ГЖС в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 14 ст. 15, абз. 3 ст. 23).
Таким образом, принятием указанной программы обусловлено появление в законе ранее не существовавших норм, что, в свою очередь, указывает на их специальный характер.
Более того, Правилами выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы» установлено, что ГЖС является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное (п. 2).
Приведенные данные, а также исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, ограниченный размер социальной выплаты, основания для признания граждан не имеющими жилых помещений, обязательство о сдаче гражданами занимаемых ими жилых помещений (вне зависимости от формы собственности), установленные сроки реализации ГЖС являются обстоятельствами, которые свидетельствуют о специфике правоотношений, возникающих между государством и гражданином, добровольно согласившимся на участие в этой подпрограмме.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдаётся ГЖС для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, следует признать, что нормы, закреплённые в законе и касающиеся ГЖС, неразрывно связаны с подпрограммой, а поэтому по своему характеру относятся к специальным. Эти нормы регулируют отношения, возникающие из факта предоставления военнослужащим социальной выплаты (финансовой поддержки), в связи с чем, отождествлять данный вопрос с положениями закона об обеспечении военнослужащих готовыми жилыми помещениями оснований не имеется.
Учитывая специальный статус сертификата, государство, взяв на себя публичное обязательство - выдача ГЖС, в абз. 3 п. 1 ст. 23 указанного закона установило, что в отношении военнослужащего это обязательство должно быть исполнено в последний год его военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Следовательно, ГЖС должен быть выдан военнослужащему не после его исключения из списков личного состава, а до этого момента.
В судебном заседании бесспорно установлено, что на момент исключения из списков личного состава воинской части ГЖС Г. не выдан.
При таких обстоятельствах выводы судов о законности и обоснованности приказа командира воинской части являются ошибочными, поскольку данный приказ противоречит упомянутым нормам закона.
Ссылка суда кассационной инстанции на отсутствие норм, позволяющих продлевать срок нахождения военнослужащего в распоряжении свыше 6 месяцев в связи с необеспечением его ГЖС, не основана на действующем законодательстве.
В соответствии с п/п. «и» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего в распоряжение допускается, в том числе и при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и этим Положением, на срок до его исключения.
Закон обязывает выдать военнослужащему ГЖС до окончания его военной службы. В связи с этим на основании п/п. «и» п. 2 ст. 13 Положения военнослужащий в распоряжении может находиться до его исключения из списков личного состава воинской части.
Наличие у Г. служебного жилого помещения по последнему месту военной службы не может служить основанием для исключения его из списков личного состава до получения ГЖС, поскольку специальная норма (абз. 3 п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»), подлежащая применению в данном деле, не содержит условий, при которых её действие ограничивается.
Не указаны такие условия и в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы». Более того, согласно п. 8 Правил выпуска и реализации ГЖС применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является,по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат
в том числе, проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Вместе с тем, поскольку законом предусмотрено право только на получение ГЖС в последний год военной службы, то требования заявителя в части восстановления его в списках личного состава до реализации жилищного сертификата следует признать необоснованными.

ФЗ - 76, Ст. 23 ...по желанию военнослужащего - гражданина ВЫДАЕТСЯ государственный жилищный сертификат....Вот и думайте, как поступить...

0

21

Я военнослужащая. Увольняюсь с военной службы по окончанию контракта. Возраст 52 года. Выслуга 18 календарных лет. По месту службы обеспечена служебной двухкомнатной кватирой общей площадью 45кв.м. В квартире зарегистрированы я и мой сын. Состою в электронной базе "УЧЕТ", как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в городе СПб после увольнения с военной службы. Правомерно ли мое увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства?

0

22

Оксана написал(а):

Правомерно ли мое увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства?

Да, правомерно.

0

23

Оксана написал(а):

Правомерно ли мое увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства?

К Вашему сожалению - ДА.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Есть в консультанте. Кассация проиграна.
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Королева Л.А.,

при секретаре - капитане юстиции Никитине В.А.,

с участием начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., представителя заинтересованного лица - Президента Российской Федерации старшего офицера юридической службы Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации майора юстиции Рузина А.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлениям Р. представителя заявителей С., М. и К. о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и недействующим в этой части,

установил:

Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными заявлениями от имени представляемых С., М. и К., в которых в обоснование своих требований приводит следующие доводы.

С., М. и К., имея общую продолжительность военной службы более 10 лет, обжаловали в гарнизонный военный суд действия соответствующего воинского должностного лица, связанные с изданием приказов о досрочном увольнении их с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от их последнего места военной службы.

Решениями суда первой инстанции, оставленными без изменения судом кассационной инстанции, требования С., М. и К. оставлены без удовлетворения. При этом гарнизонный военный суд и флотский военный суд в своем решении и определении сослались на пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы).

Р. утверждает, что данный пункт в той части, в которой позволяет увольнять военнослужащих с военной службы без их согласия до обеспечения жильем в случае выражения ими желания быть обеспеченными жильем не по месту прохождения военной службы, противоречит статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, в связи с чем просит признать его в этой части недействующим.

По его мнению, статья 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ запрещает увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем и, в отличие от пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, не разделяет способы такого обеспечения, предусмотренные статьей 15 названного закона, а именно путем получения жилья по месту военной службы, с помощью жилищного сертификата либо в избранном постоянном месте жительства.

Кроме того, в заявлении указывается, что оспариваемый пункт Положения о порядке прохождения военной службы был принят до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122 изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ. Во время действия предыдущей редакции данного закона обязанность по обеспечению жильем военнослужащих по избранному постоянному месту жительства была возложена на органы местного самоуправления. В ныне действующей редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих" такая обязанность возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Заявители С., М. и К., а также их представитель Р., своевременно извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли и просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель заинтересованного лица - Президента Российской Федерации майор юстиции Рузин А.В. требования заявителей и их представителя не признал и просил отказать в их удовлетворении. При этом он привел доводы, изложенные в его отзыве на заявления Р.

Выслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации майора юстиции Рузина А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым отказать представителю Р. в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявления Р. от имени представляемых С., М. и К. не подлежащими удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения военной службы.

На основании и во исполнение вышеуказанной нормы Федерального закона "Об обороне" Президентом Российской Федерации в рамках предоставленных ему этим законом полномочий издан Указ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", которым утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.

Этот Указ официально опубликован 28 и 29 сентября 1999 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N N 191, 192.

Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 издан должностным лицом - Президентом Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам Р., оснований утверждать, что оспариваемый им пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречит статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и нарушает какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителей, не имеется.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статьей 36 названного Закона определено, что порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.

При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.

Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.

С учетом изложенного следует признать, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.

Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.

Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта "и" пункта 7 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 6 сентября 1998 года), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.

Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.

О правильности приведенной выше позиции свидетельствуют и положения пункта 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, устанавливающие основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такими основаниями, свидетельствующими о предоставлении жилья, являются, в частности, улучшение жилищных условий по общим основаниям и получение служебного жилья.

Возникновение в связи с увольнением специального основания для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - выбор места жительства после увольнения порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить гражданина жильем в этом месте, но не является, как указано выше, по смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", препятствием для увольнения, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья, а таким военнослужащим жилье предоставлено ранее, по месту прохождения военной службы.

С учетом изложенного следует признать, что оспариваемое заявителем последнее предложение пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, устанавливающее, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, не входит в противоречие с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих, в том числе и С., М. и К., которые обеспечены по месту прохождения военной службы служебными жилыми помещениями.

Что касается доводов Р. о том, что в соответствии с действующей в настоящее время редакцией Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, лежит только на федеральных органах исполнительной власти, а не как ранее на органах местного самоуправления, то они не могут служить основанием для удовлетворения его заявления. Указанные изменения имели цель приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация социальной гарантии, установленной абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не зависит от смены органа, на который возложена обязанность обеспечения жильем.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый Р. пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, соответствует нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а Указ, утвердивший Положение о порядке прохождения военной службы, принят в пределах компетенции Президента Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление Р. в части названных требований не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

отказать представителю Р. в удовлетворении его заявлений от имени представляемых С., М. и К. о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и недействующим в этой части.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2007 г. N КАС07-509

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Манохиной Г.В.,
членов коллегии - Анохина В.Д., Хомчика В.В.,
с участием прокурора Зарубина О.В.
рассмотрела в судебном заседании 18 октября 2007 года гражданское дело по заявлениям С., М. и К., поданным их представителем Рябием Р.А., о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и недействующим в этой части,
по кассационной жалобе заявителя С., поданной его представителем Рябием Р.А., на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года, которым в удовлетворении заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснение представителей Президента Российской Федерации Рузина А.В. и Максимова И.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Зарубина О.В., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С., М. и К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с указанными заявлениями, считая, что пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в той части, в которой позволяет увольнять военнослужащих с военной службы без их согласия до обеспечения жильем в случае выражения ими желания быть обеспеченными жильем не по месту прохождения военной службы, противоречит статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Обжалуемым пунктом Положения нарушаются их права, связанные с обеспечением жилой площадью по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, отличному от их последнего места военной службы.
С., М. и К., имея общую продолжительность военной службы более 10 лет, обжаловали в гарнизонный военный суд действия соответствующего воинского должностного лица, связанные с изданием приказов о досрочном увольнении их с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от их последнего места военной службы.
Решениями суда первой инстанции, оставленными без изменения судом кассационной инстанции, требования С., М. и К. оставлены без удовлетворения. При этом гарнизонный военный суд и флотский военный суд в своем решении и определении сослались на пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
В заявлениях также указывается, что оспариваемый пункт Положения о порядке прохождения военной службы был принят до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122 изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ. Во время действия предыдущей редакции этого Закона обязанность по обеспечению жильем военнослужащих по избранному постоянному месту жительства была возложена на органы местного самоуправления. В ныне действующей редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих" такая обязанность возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года в удовлетворении заявлений С., М. и К. отказано.
В кассационной жалобе С., не соглашаясь с этим решением, просит его отменить и удовлетворить требования заявителей. При этом он указывает, что Положение о порядке прохождения военной службы утверждено в 1999 году, то есть до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года редакция статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изменена. Обжалуемый пункт Положения в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, вопреки выводам суда первой инстанции, не соответствует требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих" в ныне действующей редакции.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки мнению автора жалобы, суд первой инстанции правильно отметил в решении, что нет оснований утверждать о том, что оспариваемый им пункт Положения о порядке прохождения военной службы в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречит федеральному законодательству, в том числе статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы устанавливает, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", Жилищным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военный службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Этот порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Указанная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняемые по указанным выше основаниям, и члены их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, такие военнослужащие (получившие по месту службы как постоянное, так и служебное жилье) не могут быть уволены с военной службы, если они нуждаются в улучшении жилищных условий.
В связи с этим суд первой инстанции в решении правильно указал, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы.
Этой же нормой закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона (федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов).
При таких обстоятельствах оспариваемый заявителями пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы не противоречит пункту 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", другим положениям указанного Федерального закона и других нормативных правовых актов и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

0

24

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основании ниже изложенного определения Верховного суда у меня сложилось другое мнение о правомерности моего увольнения. Помогите разобраться в этом вопросе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2008 г. N 2н-351/06

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - генерал-майора юстиции Соловьева А.И.,
судей: генерал-майора юстиции Королева Л.А.,
полковника юстиции Крупнова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе заявителя Белова С.Г. на решение 35 гарнизонного военного суда от 28 апреля 2006 года, кассационное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 19 июня 2006 года и постановление президиума Тихоокеанского флотского военного суда от 12 июля 2007 года по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 62695 старшего мичмана
Белова Сергея Георгиевича
об оспаривании действий командира войсковой части 87272, связанных с увольнением его с военной службы в запас без обеспечения жильем по избранному месту постоянного жительства.
Заслушав доклад судьи Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и вынесения определения о возбуждении надзорного производства и мнение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Евсенева Е.Н., полагавшего необходимым удовлетворить надзорную жалобу, Военная коллегия

установила:

решением 35 гарнизонного военного суда от 28 апреля 2006 года, оставленным без изменения определением Тихоокеанского флотского военного суда от 19 июня 2006 года, Белову отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным приказ командира войсковой части 87272 от 3 апреля 2006 года N 06-ПМ об увольнении заявителя с военной службы, обязать названное должностное лицо восстановить его на военной службе до обеспечения жильем по избранному месту жительства после увольнения в запас и обеспечить за этот период всеми положенными видами довольствия, взыскать в его пользу с воинской части денежную компенсацию морального вреда в размере 250000 рублей и судебные расходы, а также обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением судьи флотского военного суда от 19 июля 2006 года, с которым 7 августа 2006 года согласился председатель этого суда, заявителю отказано в истребовании гражданского дела.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 мая 2007 года гражданское дело по заявлению Белова передано для рассмотрения по существу в президиум Тихоокеанского флотского военного суда.
Постановлением президиума Тихоокеанского флотского военного суда от 12 июля 2007 года в удовлетворении надзорной жалобы Белову отказано.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2007 года по жалобе заявителя возбуждено надзорное производство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорной жалобе Белов, указывая на то, что вывод суда о правомерности его увольнения без обеспечения жильем по избранному после увольнения месту жительства противоречит действующему законодательству и нарушает единство судебной практики, просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
В суде установлено, что Белов, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, не имеющий жилья для постоянного проживания и признанный в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, подлежал увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
Следовательно, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жильем по избранному после увольнения в запас месту жительства в городе Реутове Московской области за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Белов дважды - 19 октября 2004 года и 17 марта 2005 года - в ходе проводимых с ним бесед просил не увольнять его в запас до обеспечения жильем в избранном месте жительства. Достоверность этого подтверждается исследованными в судебном заседании копиями листов бесед и пояснениями представителя должностного лица.
При таких обстоятельствах Белов надлежащим образом выразил свое желание проходить военную службу в добровольном порядке до получения жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволенными с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Таким образом, приказ командира войсковой части 87272 от 3 апреля 2006 года N 06-ПМ об увольнении заявителя с военной службы без предоставления жилья противоречит положениям статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем решение суда о признании этого приказа законным подлежит отмене в связи с существенным нарушением судом норм материального права.
Что же касается вывода суда о принятии командованием исчерпывающих мер к обеспечению Белова жильем путем предложения ему квартир в городах Вилючинске Камчатской области, Владивостоке, Лабинске Краснодарского края и поселке городского типа Шилово Воронежской области, а также государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в Московской области, то он является ошибочным.
В судебном заседании ответчиком не было представлено доказательств тому, что в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует возможность приобрести заявителю жилье по избранному им месту жительства в городе Реутове Московской области.
Более того, как видно из исследованного в суде сообщения заместителя командующего Тихоокеанским флотом от 27 апреля 2006 года, в 2005 и 2006 годах на группировку войсками и силами на Северо-Востоке Российской Федерации было выделено 6 квартир в городах Московской области. При этом сам Белов в суде пояснил, что согласен на получение жилья в любом городе Московской области, о чем он заявлял в ходе беседы 19 октября 2004 года.
К тому же отсутствие в настоящее время возможности обеспечить заявителя жильем по избранному им после увольнения в запас месту жительства само по себе не может являться основанием для нарушения в отношении него прав на прохождение военной службы до получения такого жилья.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, однако судами допущена ошибка в применении норм материального права, Военная коллегия полагает необходимым отменить все состоявшиеся судебные постановления в части признания правомерным увольнения заявителя с военной службы без обеспечения жильем и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление об удовлетворении заявления Белова в вышеуказанной части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 386 - 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ, Военная коллегия

определила:

решение 35 гарнизонного военного суда от 28 апреля 2006 года, кассационное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 19 июня 2006 года и постановление президиума Тихоокеанского флотского военного суда от 12 июля 2007 года по заявлению Белова Сергея Георгиевича в части признания законным приказа командира войсковой части 87272 от 3 апреля 2006 года N 06-ПМ об увольнении заявителя с военной службы без обеспечения жильем отменить.
Принять в этой части новое решение:
Заявление Белова Сергея Георгиевича о восстановлении на военной службе до обеспечения жильем по избранному им месту жительства удовлетворить.
Обязать командира войсковой части 87272 восстановить Белова С.Г. на военной службе до обеспечения его жилым помещением в избранном им месте жительства и произвести доплату денежного довольствия, которого он был лишен в связи с незаконным увольнением с военной службы.
В остальной части состоявшиеся судебные постановления оставить без изменения.
Подлинное за надлежащими подписями

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
И.КРУПНОВ

Секретарь
Г.ХОРНЯК

0

25

В

Оксана написал(а):

не имеющий жилья для постоянного проживания и признанный в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении,

Здесь указано, что нет постоянного жилья, а вот есть ли у него служебное, по нормам оно или нет? В Вашем случае Вы обеспечены по нормам служебным жильем по месту дислокации части. Вы выбрали ИМЖ, отличное от места дислокации в/ч, поэтому мое мнение остается.....
Закон, как дышло-как повернешь -так и вышло....

0

26

Вопрос: Законно ли увольнение военнослужащего, не обеспеченного жилым помещением и отказавшегося получить таковое в закрытом военном городке?

Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года № 3н-285/08 по заявлению Н.

Решением Самарского гарнизонного военного суда признаны незаконными и недействующими с момента издания приказа командиров воинских частей от 12 февраля 2007 г. и от 18 апреля 2007 г. об увольнении Н. в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключении его из списков личного состава части и возложена на указанных лиц обязанность по восстановлению Н. на военной службе в ранее занимаемой должности с обеспечением всеми положенными видами довольствия с даты незаконного исключения из этих списков.
Кроме того, суд обязал командира и жилищную комиссию воинской части предоставить Н. жилое помещение установленным порядком.
Кассационным определением Приволжского окружного военного суда решение отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления Н.
Военная коллегия отменила кассационное определение и оставила в силе решение по следующим основаниям.
Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд кассационной инстанции указал в определении, что с учётом неоднократного отказа Н. от предоставления служебного жилья по месту военной службы следует признать его обеспеченным жильём по месту военной службы, что даёт командованию право на увольнение заявителя с военной службы в запас.
Данный вывод окружного военного суда является необоснованным.
Из материалов дела усматривается, что Н., общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, проживающий вместе с семьей в общежитии, признанный в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении и подлежащий увольнению в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, 10 мая 2006 г. отказался от получения служебного жилья в закрытом военном городке и настаивал на прохождении военной службы до обеспечения жильём по избранному месту жительства. Однако 12 февраля 2007 г. он приказом командира воинской части уволен в запас, а 18 апреля 2007 г. - приказом командира воинской части исключён из списков личного состава воинской части.
Таким образом, по делу установлено, что Н. в период прохождения военной службы жильём обеспечен не был и своего согласия на увольнение в запас без предоставления жилья не давал.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений.
Распределение Н. служебного жилья в закрытом военном городке незадолго до достижения им предельного возраста пребывания на военной службе и в период проведения мероприятий по увольнению в запас не свидетельствует об обеспеченности его жильём, поскольку в силу п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» такое жилье военнослужащим предоставляется только на срок военной службы.
Как пояснил в суде представитель должностного лица, заявитель мотивировал отказ от распределённой ему квартиры тем, что она является служебной, а согласно справке начальника КЭЧ района жилой фонд, в котором заявителю была распределена квартира, приватизации не подлежит, квартиры по договору не сдаются, бронирование запрещено.
К тому же, как видно из исследованной в суде выписки из заседания жилищной комиссии воинской части от 10 марта 2007 г., жилищная комиссия ходатайствовала о постановке заявителя в очередь на получение квартиры в Самарскую КЭЧ в строящемся доме.
При таких данных приказ командира воинской части от 12 февраля 2007 г. об увольнении заявителя с военной службы без предоставления жилья противоречит положениям ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о том, что командование имело право на увольнение Н. с военной службы, поскольку заявитель являлся обеспеченным жильём по месту военной службы, нельзя признать правильными, так как он основан на ошибочном толковании норм материального права.

0

27

Вопрос: Могут ли уволить военнослужащих, обеспеченных жильём лишь по месту прохождения службы за границей?

Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 5н-8/08 по заявлению Л.

Л. был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе без обеспечения жильём по избранному постоянному месту жительства в г. Москве с оставлением в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением. По месту прохождения военной службы в г. Севастополе он был обеспечен в 1988 году жилым помещением, которое в настоящее время является собственностью коммунальных органов Украины.
Л. обжаловал действия командования в Новороссийский гарнизонный военный суд.
Решением этого суда требования Л. о восстановлении на военной службе были удовлетворены.
Кассационным определением Северо-Кавказского окружного военного суда решение оставлено без изменения.
Постановлением президиума Северо-Кавказского окружного военного суда судебные постановления частично отменены. По делу принято новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении требований заявителя в части признания незаконными действий командования, связанных с увольнением Л. с военной службы, отказано.
Военная коллегия нашла, что постановление президиума подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что заявитель был обеспечен жильем в г.Севастополе, которое находится в собственности органов местного самоуправления Украины. Л. уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга на военной службе составляет более 30 лет, при этом заявитель не давал согласия на увольнение с военной службы до обеспечения его жильем по избранному постоянному месту жительства в г. Москве.
Соглашение между Правительством РФ и кабинетом министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота РФ на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины от 16 марта 2000 года не предусматривает дальнейшее проживание заявителя как бывшего военнослужащего Черноморского флота РФ в занимаемом им жилом помещении.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии всех предусмотренных п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признаков, при которых увольнение заявителя с военной службы произведено быть не могло.
С учётом изложенного его обеспеченность по месту военной службы на территории иностранного государства жилым помещением не устраняет указанных признаков и не свидетельствует о возможности увольнения этого военнослужащего.
Более того, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение этого права допускается только на основании закона.
В настоящее время какие-либо ограничения, связанные с правом граждан РФ выбирать местом жительства г. Москву, в законодательстве отсутствуют.
Нельзя признать обоснованной позицию президиума окружного военного суда, согласно которой, заявитель как член семьи своей дочери, являющейся гражданкой Украины, сохраняет право на занимаемое им жилое помещение и после увольнения с военной службы и, соответственно, обеспечен по месту прохождения военной службы жильем для постоянного проживания, поскольку Л. как гражданин РФ имеет право на проживание в России. Кроме того, в материалах дела имеются копии паспортов членов семьи Л., согласно которым, они являются гражданами РФ.

0

28

Оксана написал(а):

Увольняюсь с военной службы по окончанию контракта.Правомерно ли мое увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по избранному месту жительства?

Нет такого пункта увольнения для обеспечения жильём при увольнении. Если бы у Вас было 20 календарей, то при любом увольнении было бы положено жильё. А так только при ОШМ, по здоровью и при предельном возрасте. Интересно как Вы писали рапорт?

Отредактировано Valerjjj (2010-04-20 02:33:23)

0

29

Я, наверное, не совсем ясно объяснила свою проблему. Я - военнослужащая в звании 'ефрейтор'. Мне 52 года, предельный возраст наступил в 45, последующие  7 лет мне продлевали контракт сроком на 1 год. А в этом году по указанию МО РФ 'запредельщикам' контракты не продлевают. Поэтому и стоит вопрос о моем увольнении. Рапорт я никакой не писала, согласия на увольнение не давала, никаких листов бесед не подписывала (со мной никто из командования и не беседовал на тему увольнения), до увольнения осталось меньше месяца, отдел кадров готовит документы на увольнение.  Что посоветуете?

0

30

Оксана написал(а):

Что посоветуете?

Пишите рапорт на увольнение по ПРЕДЕЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ согласно Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" № 53 от 28.03.1998г. Вот эту строчку обязательно вставьте в рапорт. Зарегистрируйте его. И смело ждите увольнения с предоставлением жилого помещения. Именно этот факт (предельный ) даёт право на предоставление жилья. И обязательно укажите в рапорте не исключать из списков л/с до получения жилья. Только так.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно